Всё что вам надо знать про установку 5МКПП Getrag на W123.

Несколько лет назад мне посчастливилось приобрести пятиступку. Редкая и очень дорогая деталь, желаемая каждым владельцем дизельного W123. С тех пор прошло достаточно времени, чтобы накопить некий опыт установки и эксплуатации. Попробую собрать всю важную информацию по установке 5МКПП в этой статье. Чтобы тебе, дорогой мой читатель, было проще с чего-то начинать, если ты вдруг задумал провести аналогичную операцию по замене коробки передач.
Итак, для начала немного теоретической части.

1. На W123 с завода устанавливались следующие пятиступенчатые КПП Getrag:
- 717.400
- 717.401
- 717.402
Всё, другие не устанавливались, так что для реализации задумки по установке пятиступки, необходимо искать только эти модели КПП, учитывая модель двигателя, который установлен. Так, КПП .400 и .402 имеют прилив на кожухе сцепления (колоколе КПП) под стартер с правой стороны (по ходу движения), а .401 – слева. Соответственно, исходя из того, с какой стороны у вас на моторе расположен стартер, необходимо выбирать и модель КПП. Например, все дизельные, а также М110 моторы имеют стартер справа, соответственно, к ним подходят коробки 717.400 и 717.402. Для мотора М102 – 717.401.

2. Коробки 717.400 и 717.402 различаются между собой. КПП .400 имеет в задней части шестерню привода троса спидометра, и устанавливалась, как правило, на Мерседес W123, поскольку на нём имеется механический спидометр, стрелка которого приводится в движение с помощью гибкого вала. КПП .402 не имеет привода троса спидометра, а в место шестерни привода, на вторичном валу КПП установлен 4-х лепестковый диск, который задаёт частоту импульсов на датчике скорости. Такие КПП устанавливались на W126, поскольку у них спидометр электронный. Следует учитывать этот факт при поисках, т.к. если на W123 поставить коробку .402, то придётся решать проблему привода спидометра.
К слову, задние крышки и прочие детали механизма привода спидометра полностью взаимозаменяемые. Вы можете на коробку .402 полностью переставить механизм привода спидометра с коробки .400 и наоборот. Это есть один из возможных вариантов решения проблемы. Ездить без спидометра, кстати, тоже вариант, которым я пользовался долгое время.
3. Следующий важный момент, который необходимо учитывать при планировании замены КПП – это длина коробки. 4МКПП и 5МКПП отличаются друг от друга длиной корпуса – 5 МКПП длиннее примерно на 9 см. Как нетрудно догадаться, это влияет на длину первой части кардана, которая должна быть короче на те же самые 9 см. В оригинале части кардана имеют цветовую маркировку, однако нигде в сети я не смог найти достоверную информацию этой маркировки, чтобы можно было написать: «ищите кардан с такой-то маркировкой». Увы, поиск кардана – это творческая задача, возможным решением которой будет поиск первой части кардана от ОМ617 с механической КПП. Другими словами, если у вас в комплекте с 5МКПП не было кардана, то вам надо искать:
- переднюю часть кардана от ОМ617 с 4МКПП;
- переднюю чатсь кардана длиной примерно 53 см от торца фланца до конца шлицов.
Возможно, какие-то карданы от комбинации Мотор+АКПП тоже подойдут, но надо измерять длину. Если вы устанавливаете 5МКПП на мотор ОМ617, то надо искать ещё более короткий кардан.
4. Помимо более короткой передней части кардана, смещается точка опоры кпп, а значит необходима другая опора КПП (траверса). Это совсем редкая штука, которую я видел лишь на фотографиях, которые прислали мне читатели. Самый простой способ добыть эту траверсу – сделать самому. В качестве основы я использовал широко распространённую траверсу от АКПП W124, коих на разборках валяется в каждом углу. Отпилив боковые части от траверсы, а затем отпиленные части распилив пополам, я прикрутил саму траверсу к КПП, а оставшиеся «ушки» прикрутил к местам крепления на кузове. Затем, с помощью сварки зафиксировал взаимное расположение деталей друг относительно друга, а потом, уже на столе, сварил всё в единую конструкцию, используя листовой металл 2 мм в качестве заполнения пространства между деталями. Эта траверса выдержала испытание временем и каждодневной эксплуатацией, поэтому способ рабочий, можно смело его применять.
5. 5МКПП имеет другую схему включения задней передачи – «вниз и назад». Соответственно, для управления коробкой передач необходимо использовать и свою собственную кулису переключения передач. Как правило, знающие люди продают кулису уже вместе с КПП, однако, если вам досталась 5МКПП без кулисы, то придётся поискать её. Кстати, вы же помните, что 5МКПП длиннее чем 4МКПП? Это влечёт за собой удлинение тяг от кулисы до вилок, переключающих передачи. Впрочем, эта проблема легко решается с помощью сварки, если тяг не было в комплекте с кулисой.
6. Первые пять пунктов настоящей статьи – это обязательный комплект, который должен быть чтобы установить 5МКПП на W123. Помимо всего вышеперечисленного, имеется и опциональный комплект, который так же необходимо будет приобрести:
- новый выжимной подшипник для 5МКПП. Визуально, он имеет сферическую форму вращающегося кольца, которое нажимает на лепестки корзины.
- новый диск сцепления, который имеет более мягкие пружины, чем диск для 4МКПП.
- новые центрирующие втулки первой части кардана. Как правило, те что в кардане уже разбиты.
- новое масло в КПП. По заводу в неё заливается АТФ – масло для автоматических коробок. Это связано, возможно, с применяемыми в 5МКПП игольчатыми подшипниками, которые, возможно, лучше смазываются жиденьким маслом АТФ. Но это лишь догадка.
Итак, подведём итоги. Если вы задумали установить себе 5МКПП на ваш W123, то вам, в первую очередь, неодходимо:
- сама коробка передач
- передняя часть кардана
- траверса
- кулиса КПП с тягами.
А также придётся докупить:
- новый выжимной подшипник
- новый диск сцепления
- новое масло
- возможно, новый рабочий цилиндр сцепления и вилку сцепления, т.к. ваши старые могут быть уже изношены.