Съёмник передних пружин W123 своими руками.
Вообще, на этом уже можно было бы и остановиться — это вы видите домкрат от Нивы, а на самом деле это почти готовый съёмник передних пружин для Мерседес W123! Ну что, не сложился образ? Тогда читай дальше, мой пытливый читатель, и мотай на ус.
Проблематика
Тот, кто хоть раз озадачивался вопросом ремонта передней подвески, неизбежно сталкивался с проблемой передних пружин — снять их обычными боковыми съёмниками почти невозможно, да и крайне опасно для здоровья. Вот и меня эта проблема не обошла стороной, но на этот раз, памятуя о своих проблемах с подготовкой к установке пятиступки и заднего редуктора, я решил подготовиться совсем основательно. Только я не стал тратить время на поиски какого-то заводского съёмника, чтобы потом убедиться в его неработоспособности или непригодности, я решил сделать съёмник своей конструкции!
Техническое задание
Очевидно, что для сжатия передней пружины требуется весьма огромное усилие, которое успешно должен выдерживать съёмник, а главное — безопасно для пользователя. В верхних упорных чашках пружины имеются отверстия, поэтому решение как безопасно стянуть пружину пришло автоматически — надо сунуть в дырку винт, зацепить его за какой-то упор и, вращая винт, стягивать пружину. Но что может выдержать такое усилие? Обычная треугольная резьба не выдержит таких нагрузок, если, например, использовать строительную шпильку, даже М14 или М16. Эту идею со строительными шпильками я отмёл сразу — слишком слабая там резьба, даже если её смазать, то под нагрузкой гайка всё равно сминает витки резьбы. Нужен винт с трапецеидальной резьбой, как в тисках. Такой тип резьбы выдерживает гораздо большие нагрузки, но опять встал вопрос: где взять такой винт достаточной длины? И вот тут пришла гениальная идея: домкрат поднимает автомобиль с помощью винта и гайки, а значит пара винт-гайка приспособлена с завода к таким нагрузкам! Ну, хорошо, не весь автомобиль поднимает, а только часть, как раз ту, которую удерживает на себе сжатая пружина.
Конструкция съёмника предельно простая: ходовой винт имеет на своём конце зацеп для зацепления за нижнюю упорную тарелку. Нижняя упорная тарелка изготовлена из листа стали толщиной 5 мм, для предотвращения возможного соскакивания витков пружины с гладкой поверхности тарелки, на верхней части тарелки приварено упорное кольцо внешним диаметром несколько меньше внутреннего диаметра пружины. Высоту кольца я рекомендую сделать не более 5-6 мм.
Конструкция.
Для дальнейших своих технических истязаний я выбрал домкрат от ВАЗ 2121 "Нива" — автомобиль имеет несколько большуя массу, чем Жигули, а также больший клиренс, что сказывается на высоте домкрата и на длине винта внутри него. Быстрый маркетинговый анализ рынка домкратов от нивы показал, что среднерыночная цена на бэушный домкрат находится в пределах 500 руб. Мне удалось купить за 300 руб, чем я был несказанно доволен.
Итак, на фото выше представлен уже распиленный домкрат и его составлящие, пружина для оценки достаточности длины винта. Далее пойдёт техническое повествование и описание конструкции съёмника. Если для вас не представляет это какого-либо интереса или вы не собираетесь менять шаровые и сайлентблоки передней подвески своими руками — пролистывайте на следующую главу, где я делюсь впечатлениями от сделанного.
Для предотвращения проворачивания зацепа и произвольного его выскакивания из нижней упорной пластины, с обратной стороны пластины наварены четыре точки. Сразу скажу, что идея с точками так себе — мне пришлось наваривать раза 3, а потом придавать этим наваркам форму параллелограма с помощью напильника. Лучше приварить упорные пластинки или бобышки.
Верхняя упорная пластина идеально получилась из аккуратно отпиленной опоры домкрата, она почти идеально ложится на чашку, упираясь в брызговик крыла. Тем самым жёстко фиксируя винт в отверстии и не позволяет ему свободно перемещаться, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на безопасности для механика.
Для облегчения вращения упорной гайки я использовал упорный подшипник, который идёт "в комплекте" с домкратом. В принципе, этого уже достаточно для безопасного использования получившегося съёмника — гайку уже можно вращать на винте с помощью ключа "на 22".
Однако, мой безудержный технический гений к тому моменту разгулялся не на шутку и требовал создать что-то более эстетичное, чем квадратная гайка и ключ "на 22". Да и ручка от домкрата не давала покоя — хотелось крутить ручку, а не орудовать ключом.
Так, порывшись на центральном складе, я добыл трубку подходящего диаметра в которую удачно прятался ходовой винт от новоиспечённого съёмника. Приварив к одному торцу этой трубки квадратную гайку, а к другому — ручку от домкрата, я получил полноценный инструмент. Вращая ручку против часовой стрелки (на винте левая резьба) вращается гайка приваренная к другому торцу, которая, в свою очередь, заставляет ходовой винт ввинчиваться внутрь трубки-корпуса. Уменьшаясь в длине, ходовой винт стягивает пружину подвески, при этом пружина вжимается в кузов и не имеет возможности выскочить и убить механика. Длину трубки-корпуса съёмника подобрать по своему усмотрению, я выбрал сантиметров 70.
Впечатления
Безусловно, приятно держать в руках инструмент или приспособу сделанную своими руками, но в этот раз я был доволен тем, что наконец-то я подготовился как следует!
Да, в этот раз ремонт прошёл без сучка и задоринки — всё открутилось, пружина сжалась, никого не убила и не пыталась, а послушно провисела в сжатом состоянии почти весь день, пока я воевал со старыми резинками, шаровой, ржавчиной в посадочных отверстиях сайлент-блоков и прочей мелочёвкой. Я доволен, правда, пришлось повозиться с запрессовкой шаровой опоры, но тут, скорее, старость и ржавчина были причиной, а не моя неподготовленность. Ведь гидравлический пресс я уже сделал!
Глаза боятся, а руки — шевелятся!